Регистрация изменений учредительных документов и сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ

Достаточно часто в процессе деятельности юридического лица (ООО, АО или др.) возникает необходимость внесения изменений в его учредительные документы. Это может быть вызвано самыми различными причинами: изменением состава учредителей (участников, акционеров), желанием дополнить перечень видов деятельности организации, уточнить полномочия органов управления, изменить размер уставного капитала и т.п.

В соответствии с Законом РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" любые изменения учредительных документов подлежат обязательной государственной регистрации с целью внесения соответствующих изменений в сведения о юридическим лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ - Едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно вышеназванному закону, сведения о руководителе организации также в обязательном порядке включаются ЕГРЮЛ. Таким образом, в случае смены руководителя (директора) предприятия, об этом тоже необходимо сообщить налоговому органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, в порядке, аналогичном регистрации изменений учредительных документов - путем подачи соответствующего заявления.

В связи с многообразием возможных ситуаций, мы не приводим исчерпывающий перечень документов и информации, необходимых для регистрации изменений. Однако, во всех случаях, для подготовки к регистрации изменений требуются копии учредительных документов организации (Устава, Свидетельства о государственной регистрации и учредительного договора, если учредителей несколько) и Свидетельства о постановке на налоговый учет. Может также понадобиться копия Информационного письма о присвоении статистических кодов. И, конечно, необходимо обеспечить подписание документов об изменениях учредителями организации и, как уже отмечалось выше, его руководителем.

Особый случай - регистрация изменений учредительных документов ООО (общества с ограниченной ответственностью), связанных с отчуждением (продажей, дарением, уступкой иным способом) доли в уставном капитале. Процедура регистрации таких изменений требует обязательного нотариального удостоверения договора об отчуждении доли.

Своевременное внесение изменений в учредительные документы крайне важно!

Вот типичный пример, когда из-за небрежного отношения учредителей к необходимости внесения изменений в Устав их организация оказались в тупиковой ситуации:

В нашу компанию обратилась 3 учредителя общества с ограниченной ответственностью с просьбой помочь зарегистрировать выход из ООО 4-го учредителя. Обратившиеся учредители были физическими лицами, и им в совокупности принадлежало 60% уставного капитала. Учредитель, которого они хотели вывести из ООО, был юридическим лицом - закрытым акционерным обществом. Необходимость вывода АО обратившиеся мотивировали тем, что оно никак реально не участвует в деятельности ООО. При рассмотрении предоставленных документов ООО наш юрист выяснил следующее. Устав ООО предусматривал возможность вывода участника по инициативе других участников в случае грубых нарушений им своих обязанностей. Однако обязательство по оплате уставного капитала указанным АО было выполнено полностью и в установленный срок, а какие-либо другие конкретные обязанности, в том числе формы участия АО в организации деятельности ООО Уставом и учредительным договором определены не были. Следовательно, АО не нарушало Устав и учредительный договор, поэтому на выход АО из состава участников ООО требовалось согласие самого ЗАО. Далее из беседы с учредителями выяснилось, что АО фактически прекратило деятельность около 2-х лет назад. Выяснилось также, что учредители некоторое время после прекращения деятельности АО поддерживали связь с его руководителем, однако несколько месяцев назад он выехал на ПМЖ в другое государство, и сейчас его место жительства неизвестно. Наш специалист был вынужден отказать клиентам, т.к. оказать требуемую услугу было невозможно.

Очевидно, что если бы учредители ООО не упустили время, и не спохватились бы лишь после "исчезновения" руководителя ЗАО, они вполне могли бы зарегистрировать необходимые им изменения.

Необходимость внесения изменений в учредительные документы может возникнуть и у некоммерческой организации. Здесь следует иметь ввиду, что регистрация изменений устава некоммерческой организации в форме текста изменений на отдельном листе законом не предусмотрена. Поэтому при необходимости внесения любых изменений в устав некоммерческой организации необходимо регистрировать новую редакцию устава.

Регистрация изменений учредительных документов и (или) сведений о предприятии в ЕГРЮЛ состоит из двух этапов:

  1. Подготовка документов, необходимых для регистрации, их подписание клиентами, удостоверение у нотариуса.
  2. Государственная регистрация и внесение изменений в ЕГРЮЛ с одновременным уведомлением о зарегистрированных изменениях налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования, получение при необходимости новых кодов государственной статистики. Получение документов после регистрации.

Личное присутствие участников и руководителя юридического лица в регистрирующем органе не требуется.

Отношения между клиентом и нашим юридическим центром регулируются договором об оказании юридических услуг.

Мы в социальных сетях